Классика Диснея
Студия Диснея появилась не вчера и не на прошлой неделе - компания насчитывает многие годы уcпешной (и не очень) истории создания признанных вех в мировой полнометражной анимации. Основанная 16 октября 1923 года "The Walt Disney Company" прошла непростой путь от небольшого бизнеса двух братьев Диснеев, то мировой корпорации добра качественных детских развлечений - сейчас она включает в себя не только анимационные студии, но и сеть парков развлечений, несколько телерадиовещательных сетей и множество других активов. Но мы помним, что во главе угла всегда были мультфильмы.
В этой теме я предлагаю обсудить не только историю студии, но и все её вышедшие на данный момент мультфильмы - оставляйте свои развёрнутые отзывы, вступайте в аргументированные споры и не забывайте приобщаться к классике. Для вас же я подготовил небольшой обзор истории студии Диснея.
Моя хронология является несколько условной, но опирается на мнение других авторов, разграничивающих творчество студии по различным эпохам. Для знакомых с английским языком я могу порекомендовать вот этот подробный разбор, который и лёг в основу моего разбора. Если вам есть, что возразить - повторюсь, тема открыта для комментариев.
То, что началось с короткометражек о Микки Маусе и серии "Забавные симфонии", вылилось в первый крупный проект студии - "Белоснежка и семь гномов", который ознаменовал начало золотой эпохи студии.
Золотая эпоха / Golden Age (1937-1942):Скрытый текст:
Если говорить только о полнометражных работах, то точкой отсчёта стоит считать именно премьеру "Белоснежки и семи гномов", состоявшуюся 21 декабря 1937. Подобные картины тогда были ещё в диковинку и, приступая к работе над проктом, Дисней шёл на заметный риск, который обернулся впечатляющим успехом. Мультфильм не только "отбил" свой бюджет, но и до сих пор продолжает приносить прибыль студии, а так же безусловно считается классикой мировой анимации.
Сама картина задала тот тон, который можно считать фирменным и для последующих работ студии: это сказочная история для всей семьи, с тщательным подбором актёров озвучания, запоминающимися песнями и нотками доброго юмора. За "Белоснежкой" последовали другие пересказы знакомых всем детских сказок: "Пиноккио", "Золушка", "Питер Пэн" и многие другие.
Картины Золотой эпохи:
1937 - «Белоснежка и семь гномов» / Snow White and the Seven Dwarfs
1940 - «Пиноккио» / Pinocchio
1940 - «Фантазия» / Fantasia
1941 - «Дамбо» / Dumbo
1942 - «Бэмби» / Bambi
Неофициальная эпоха без особого названия (1942-1949):Скрытый текст:
Этот временной отрезок для студии можно назвать... странным. В отдельную эпоху его как правило даже не выделяют, однако особо его отметить мне хотелось бы. Стоит отметить, что приличная часть этих лет пришлась не период Второй Мировой, что соответствующим образом сказалось и на финансировании студии, и на тоне тех работ, которые можно было видеть в то время.
После всех тягот, аниматоры, по всей видимости, решили взять небольшой творческий отпуск и заняться более лёгкими картинами. Авторы пробовали новые стили и в поисках новых ощущений летали, например, в Латинскую Америку. Продуктом этого стали почти полнометражные (обычно продолжительностью около часа) мультфильмы, не слишком известные рядовым поклонникам студии Диснея и, увы, с трудом относящиеся к классике мировой анимации... Вообще никак не относящиеся. При этом в некоторых из них можно встретить хорошо нам знакомых персонажей, например, того же Дональда Дака.
Исключением является связка очередных классических историй: "Приключения Икабода и мистера Тоада", в которой нас знакомят сперва с забавными и несколько эксцентричными персонажами "Ветра в ивах", а затем и с довольно вольной перепевкой "Легенды о Сонной Лощине" (историю сложно назвать детской, так что многие углы были усильно сглажены).
Картины этого временного отрезка:
1942 - «Привет, друзья!» / Saludos Amigos
1943 - «Воздушная мощь - путь к победе» / Victory Through Air Power
1944 - «Три кабальеро» / The Three Caballeros
1946 - «Сыграй мою музыку» / Make Mine Music
1947 - «Весёлые и беззаботные» / Fun and Fancy Free
1948 - «Время мелодий» / Melody Time
1949 - «Приключения Икабода и мистера Тоада» / The Adventures of Ichabod and Mr. Toad
Серебряная эпоха / Silver Age (1950-1967):Скрытый текст:
В 1950-е годы студия Диснея активно расширяла поле своей деятельности: еженедельно стали выходить развлекательные телепрограммы «Диснейленд», а в 1955 году в Анахейме, под Лос-Анджелесом, был открыт развлекательный комплекс с аттракционами «Диснейленд-парк». Возможно это отчасти и сказалось на тех усилиях, которые вкладывались в традиционные для студии полнометражные работы, там паче что самому Диснею теперь приходилось гораздо больше времени уделять сопутствующим проектам, а не самим мультфильмам.
Но в то же время ослабевший контроль со стороны Диснея открывал больший простор для небольших экспериментов, творческих находок и отступлений от привычного "Disney-style" (пускай и не до степени нарко-трипа из "Три Кабальеро"). Многие анимационные ленты этого периода характеризуются упрощённым рисунком, который позволили сделать производство мультфильмов и дешевле, и быстрее по времени. Но проще не значит хуже. Наиболее выпукло новый стиль заметен на ленте "Сто один далматинец", которая местами напоминает чуть ли не карандашный набросок, но в то же время имеет свой достаточно узнаваемый стиль.
Картины Серебряной эпохи:
1950 - «Золушка» / Cinderella
1951 - «Алиса в Стране чудес» / Alice in Wonderland
1953 - «Питер Пэн» / Peter Pan
1955 - «Леди и Бродяга» / Lady and the Tramp
1959 - «Спящая красавица» / Sleeping Beauty
1961 - «Сто один далматинец» / One Hundred and One Dalmatians
1963 - «Меч в камне» / The Sword in the Stone
1967 - «Книга джунглей» / The Jungle Book
За рамками обзора оставлен фильм смешанной техники "Мэри Поппинс" (Mary Poppins) - анимационные сценки в нём присутствуют, но в недостаточном количестве.
Уолт Дисней умер 15 декабря 1966 года. Последней лентой, над которой он работал, стала "Книга Джунглей" (которую часто относят уже к следующей эпохе) - лента оказалась успешной, а студия продолжила путь своего основателя. Однако подобные потери никогда не проходят незаметно и Серебряная эпоха на этом завершается.
Тёмные времена / Dark Age (1970-1985):Скрытый текст:
С уходом из жизни своего бессменного главы, своеобразного короля всего этого сказочного царства, студия на долгие годы утратила былую хватку и задор. Фильмы уже не находили прежнего отклика в сердцах зрителей и критиков, а аниматоры стали не брезговать повторной переработкой уже использованных сцен. Нельзя сказать, что мультфильмы прямо резко стали ужасными, но былая магия как будто куда-то растворилась.
Окончательную точку в не самом радостном периоде поставил фэнтезийный "Чёрный котёл", уверенно провалившийся в прокате. Если разбирать эту одну единственную картину на составные части, то какую-то однозначную причину подобного фиаско будет сложно назвать. Возможно причиной стала не самая удачная сочетаемость довольно мрачной фэнтезийной истории из оригинальной книги с необходимостью упихивать её в рамки "развлечения для детей". Да и качество работы над этим мультфильмом совершенно не впечатляет: начиная с не самый симпатичной анимации и заканчивая весьма посредственным озвучанием. В целом же, этот мультфильм до сих пор служит одной из самых низких точек падения в истории студии.
Картины этого времени:
1970 - «Коты-аристократы» / The Aristocats
1973 - «Робин Гуд» / Robin Hood
1977 - «Множество приключений Винни-Пуха» / The Many Adventures of Winnie the Pooh
1977 - «Спасатели» / The Rescuers
1981 - «Лис и охотничий пёс» / The Fox and the Hound
1985 - «Чёрный котёл» / The Black Cauldron
За рамками обзора оставлены фильмы смешанной техники: "Набалдашник и метла" (Bedknobs and Broomsticks) и "Дракон Пита" (Pete's Dragon). Стоит отметить, что в эти годы мировая анимация отнюдь не стояла на месте, достаточно вспомнить хотя бы шикарный "Секрет Н.И.М.Х." (The Secret of N.I.M.H.) или весьма симпатичного "Последнего Единорога" (The Last Unicorn).
Бронзовая эпоха / Bronze Age (1986-1999)Скрытый текст:
Чаще этот период называют Ренессансом Диснея (Disney Renaissance) - периодом возрождения и оздоровления. Да, во многом это соответствует истине, но так же верно и то, что лихие
90-е годы не прошли незаметно ни для кого, включая и создателей мультфильмов. На мой взгляд, именно на этот период приходится выявление того, за что многие ненавидят мультфильмы студии Диснея: шаблонность. Да, всем понятно, что выигрышную тактику не принято менять, но мне гораздо приятней вспоминать Серебряную эпоху, эпоху поисков чего-то нового, нежели пересматривать очередную историю Диснеевской принцессы, которая
просто хочет чего-то большего. Да, в очередной раз. Я уже не говорю о всё нараставшей коммерциализации...
Впрочем, я сгущаю краски. Мультфильмы Бронзовой эпохи не просто так считаются классикой мировой мультипликации: их часто можно пересматривать, просто наслаждаясь умело поданными историями, грамотным построением сцен, отличным экшеном и юмором, не говоря уже о ставших нарицательными диснеевских песнях (
слушать только в оригинале). Их коммерческий успех вернул нам классические сказочные истории, от которых студия как будто начала удаляться в свои Тёмные времена. При этом, что характерно, первый камень в основании этого периода положила вовсе не холенная ручка Ариэль или Жасмин, а оканчивающиеся когтями лапки мышиного детектива. Да, у Диснея есть своя версия Шерлока Холмса, "Великий мышиный сыщик" до сих пор остаётся незаслуженно забой работой, которая смогла компенсировать провал "Чёрного котла". Ну и да, там Винсент Прайс. Который поёт. Что ещё нужно для счастья?
Картины Бронзовой эпохи:
1986 - «Великий мышиный сыщик» / The Great Mouse Detective
1988 - «Оливер и компания» / Oliver & Company
1989 - «Русалочка» / The Little Mermaid
1990 - «Спасатели в Австралии» / The Rescuers Down Under
1991 - «Красавица и Чудовище» / Beauty and the Beast
1992 - «Аладдин» / Aladdin
1994 - «Король Лев» / The Lion King
1995 - «Покахонтас» / Pocahontas
1996 - «Горбун из Нотр-Дама» / The Hunchback of Notre Dame
1997 - «Геркулес» / Hercules
1998 - «Мулан» / Mulan
1999 - «Тарзан» / Tarzan
В эту эпоху часто не включают "Великого мышиного сыщика" и "Оливера", как не особо выписывающиеся в принятый в эту эпоху шаблон, однако и к Тёмным временам их не вполне корректно относить (по крайней мере первый мультфильм). Так же я не учитывается фильм смешанной техники "Кто подставил кролика Роджера" (Who Framed Roger Rabbit).
Современный Дисней (2000-...):Скрытый текст:
Я далёк от принятия на веру выражения "современная классика", так что мне тяжело отнести какой-либо из вышедших в 21 веке мультфильмов студии к классическим. Многие из них обрели своего зрителя, многим они нравятся, но в общем и целом, это уже совсем другая история. Да, не так давно мы увидели две попытки возродить классические диснеевские истории: "Принцесса и лягушка" (The Princess and the Frog) и "Рапунцель: Запутанная история" (Tangled). Это весьма удачные работы, каждая со своими сильными сторонами, но это именно попытка сыграть на прошлых чувствах.
Я не возражаю против обсуждения мультфильмов этого периода в рамках данной темы, но мне хотелось скорей обратить внимание на гораздо более далёкий опыт, который Вы возможно ещё не успели испытать. Развитие мировой анимации на примере студии Диснея проглядывается очень выпукло, при этом каждая эпоха, каждая работа приносила в багаж студии кое-что ещё, кроме банальной прибыли. Любовь многих поклонников.
Увы, я оставил за рамками всю кукольную анимацию, которую так или иначе поддерживала студия Диснея, оставляю это вам на откуп. ;)
__________________
I'M SICK OF BRONIES! ARE YOU KIDDING ME? I'M SICK OF THESE STUPID, OVER-FEMININE, IN-THE-CLOSET, TAKING-IT-UP-THE-POOPER, PROSTATE-MASSAGING, HOTDOG-UP-THE-ASS-HAVING, NIPPLE-CLAMP-LOVING, BUTT-PLUG-UP-THE-ASS-LOOKING, WISH-THEY-HAD-A-PONY-SHOVED-UP-THEIR-CLOGGED-UP-POOPER-HAVING PIECES OF CRAP! I don't like them!
Смейся, и весь мир будет смеяться вместе с тобой; плачь, и ты будешь рыдать в одиночестве.
Последний раз редактировалось OldBoy; 27.04.2012 в 00:40.